Какими были мы - ученики, и какими были они – наши заботливые учителя и воспитатели. Ни какими словами не оценить их неимоверно тяжелый труд.
Николай Николаевич- директор. Он был первым, с кем мы встречались, входя в школу, и последним, кто провожал нас после выпуска из неё. А между этими двумя событиями – эксперименты, анализ и исследования, внедрение различных, как ныне говорят, новаторских инновационных методик обучения и воспитания. И это как- то ежегодно выстреливало различными достижениями. То у нас была лучшая баскетбольная или другая спортивная команда, то балетный класс или хоровое пение, математические и шахматные олимпиады, выставки декоративно-прикладного и художественного свойства, что являлось ещё одним предметом для нашей патриотичности и гордости.
Он хотел объять необъятное и, отчасти, это у него получалось. Но нам, экспериментальным детишечкам все это было, если не развлечением, то до лампочки, потому что мы были сыты, одеты, обуты и в тепле. А главное – он успевал проводить и индивидуальную работу среди учеников, неоднократно и в нужное время оказывался рядом, и помогал и словом и делом. Лично мне неоднократно внушал: «У тебя, Саша, две дороги: либо в тюрьму, либо в институт. Выбирай!»
- А нельзя ли проскочить как-нибудь посерединке? - вопрошал я.
- Нет. У тебя не получится. Выбирай.
И внушил-таки.
Наверно поэтому я получил два высших образования, академию и другие различные курсы повышения профквалификации.
Всю жизнь после школы я чему-либо учился (причем старательно), наверное поэтому «тюрьма» пробежала мимо меня.
Валерий Яковлевич Семёнов- элегантный подтянутый красавчик, да он и сейчас таков. «Физ-ра» - любимый наш предмет и здесь мы не сачковали. Но это надо ещё суметь, чтобы его полюбили. Он был добр и снисходителен к нам, доверял выступать в различных соревнованиях за честь школы, . он настраивал нас – бороться до конца и подбадривал нас по ходу… а мы выкладывались дабы не подвести и оправдать возлагаемые на нас надежды. Именно, благодаря его авторитету, мы (перспективные и не очень) вставали рано утром и бежали кросс 3-5 км, воспитывая в себе характер и силу воли. Воспитание в нас чести и ответственности это большая его заслуга. Спасибо ему.
С нами, пацанами он особо не чикался, но никогда не обижал. А вот девчонок ,как мне кажется, он всё же любил больше. До сих пор не могу понять - какие такие волшебные слова девчонки шептали ему на ушко, после чего он моментально освобождал их от занятий.
Олег Николаевич Дёмин – физик, конечно же, очень любил свою жену и своих детей, но физику и нас любил больше. Это было понятно потому, как он стремился донести до нас некие фундаментальные знания и законы бытия, которые, несомненно, по его мнению, должны нам пригодиться в будущем. Он вытаскивал половину класса на пустое пространство перед классной доской, а затем, бегая вокруг, толкал и дергал нас в разные стороны, поясняя, что это «броуновское движение». И мы сразу поняли, что закон Бернулли – это когда что-то взяли и не вернули. А бутылку портвейна «Три семерки» надо открывать по правилу Буравчика, а не заталкивать пробку вовнутрь бутылки. Он был исключительным профессионалом и методистом.
Галина Александровна Фадеева - милая, маленькая и очень худенькая, ну просто миниатюрная женщина. (Пантера на фото тоже весьма эффектно и восхитительно выглядит). Она настойчиво, я бы сказал, настырно так, пыталась пробудить в нас совесть и с её помощью хоть как- то научить нас ( оболтусов и лентяев) изъясняться по - английски. Мы были уверены, что знание английского не нужны будущим простым работягам. Она была уверена, что это нам необходимо и обязательно пригодится. О-о! Сколько сил она в это вложила да с какой экспрессией!
«Разбудите свои мозги! Леность мысли необыкновенная!»- восклицала обычно она после того, как хлопала указкой по столу с такой силой, что мы вместе с партами подпрыгивали, как после землетрясения. А с какой силой она ударяла тыльной стороной ладони о парту у тебя перед носом!
До того, как попасть в её класс, я изучал французский, но после первого же её урока понял, что в будущем во всех своих анкетах буду писать: «Английский язык- да, читаю и перевожу со словарём». Именно, благодаря ей, два года, изучая язык в институте, я просто филонил. Я сдавал зачёты и экзамены без проблем, ибо то, что от меня требовалось, я знал и умел.
Мы не любили её - мы её просто ОБОЖАЛИ.
Нина Григорьевна временами (по подменке) вела у нас уроки русского языка и литературы, подменяла штатного воспитателя и принимала участие во многих мероприятиях нашего класса. Она была воспитателем в другом классе, но при этом никогда не делила нас на своих и чужих. С ней можно было говорить о чём угодно, ей можно было довериться и быть уверенным, что тебе обязательно помогут.
Да простит она меня за бестактность и эгоизм, когда однажды, возвращаясь в очередной раз домой во Владивосток лет этак через 6 или 7 после окончания школы, чуть не доехав до места назначения, вдруг вышел в районе Академгородка и поздним вечером ввалился к ней в квартиру без цветов и презента. Просто очень хотелось поговорить о важном. И был встречен, умыт, накормлен и уложен спать как в детстве, а самое главное был выслушан. А проснувшись утром, прочитал записку: «Не забудь умыться и почистить зубы. Завтрак на столе. Квартиру закроешь, ключ оставь перед дверью под ковриком". Таким вот образом некоторые из инкубаторских постигали, что дом это не просто помещение, куда мы возвращаемся, а теплота отношений тех, кто в этом доме живёт, что в этом самом доме есть нечто, что иногда называют вечными незыблемыми семейными ценностями.
Людмила Владимировна Ксенофонтова - наш классный руководитель, воспитатель, учитель русского языка и литературы и не только. Это наши походы, экскурсии, экспедиции и стройотряды. Она это не только вчера, но сегодня и даже наше завтра. Не всякая родная мать сможет вытерпеть то, что мы вытворяли. Она не только терпела, но прощала нас. Не перечесть, из скольких неприятных и даже неприглядных ситуаций она нас спасала. Из каких только подворотен, малин и бечевников нас не вытаскивала, прежде чем мы научились хоть немного понимать и отличать дурное от дурно - пахнущего. Она - это моё всё. Несмотря на то, что я - агностик, каждое утро готов повторять: «Дай ей бог ещё один солнечный и светлый день».
Извиняюсь, что о многих других педагогах я не успел написать ни строчки. Надеюсь, что за меня это сделают другие выпускники нашей школы. Интернат - это сама жизнь, в которой слишком много различных вопросов и ещё больше совсем не однозначных ответов на них. Интернат это для нас второй дом или первый? Это вся наша жизнь или только её определённая часть? Кто мы сами и кто они наши учителя для нас?
Они -это те , кто сеяли доброе, чистое, светлое, те, кто учили нас думать, грамотно писать и изъясняться, чувствовать красоту, да и вообще хоть что-либо чувствовать. Они были добросовестными профессионалами, пытались впихнуть хоть какие-нибудь знания в наши головы. И надо признать, они немало преуспели на своём поприще, исковеркав нашу жизнь в лучшую для нас сторону. Мы же сопротивлялись, как могли, предпочитая оставаться наглыми до бессовестности, дерзкими и дремучими. Они спасали, предостерегали нас от неприятностей и ужасных поступков и прощали нас, когда мы их совершали, ограждали нас от «улицы». Такие наивные взрослые люди! Это «улицы» надо было спасать от нас, какими мы были.
Для них мы были просто дети. Они любили нас, а мы чувствуем эту любовь до сих пор.
Остаюсь с глубоким к Вам и вашему труду уважением
выпускник Санька – « дикий».
|