Школьные годы чудесные…
Сегодня уже нет такого учебного заведения как средняя школа-интернат №2.
Сегодня в стенах нашей школы школа–интернат для одаренных детей им. Н.Н.Дубинина. Помимо всяческих образовательных достоинств у школы мощная материальная база: компьютерные классы с выходом в Интернет и единое информационное пространство, лингафонный кабинет, оснащенные лаборатории по физике, химии и биологии, системы мультимедиа, школьная типография, тренажерный, хореографический и актовые залы, современная библиотека…
А что было у нас?
Наша школа расположена на окраине города и жилого микрорайона. Сразу за территорией начинался перелесок. Когда я училась в школе, особенно чувствовались времена года.
Зима была просто волшебной. Тогда не было пластиковых окон и на стеклах появлялись удивительные узоры. Разглядывать сверкающие узоры, которые никогда не повторялись, было одним из моих любимых занятий. Когда выпадал снег, мальчишки устраивали настоящую осаду каждого входа и под общий хохот осыпали выходящих после уроков градом снежков. Поэтому мы старались выходить группами, чтобы поменьше досталось. Но особенно забавно было выйти с кем-нибудь из учителей. В эскорте учителя можно было пройтись с особой важностью и безразличием или наоборот «безнаказанно» покривляться. Мы сами украшали свой класс к новому году. Сейчас много продают плакатов, наклеек, мишуры, а раньше мы делали все сами и были рады цветной и гофрированной бумаге. В холле развешивали новогодние газеты, украшенные осколками елочных игрушек. А те, кто не уезжал домой на выходные, украшали школьную елку. Я об этом могла только мечтать…
А еще по разным поводам у нас организовывали концерты и конкурсы песен. И практически всегда после выступления классов пели наши учителя. И вокальными группами и сольно. Владимир Викторович очень красиво пел «Родительский дом», а Николай Николаевич – арию мистера Икс. Людмила Вениаминовна всегда была центром нашей культурной жизни: шли ли мы в кино, играли ли спектакли. Она была режиссером всех культурных мероприятий школы, а их было немало.
Весной и осенью мы после уроков ходили на Поляну. Наш учитель рисования Владимир Викторович просил приносить ему необычные по форме сухие веточки. Очень интересно было их искать. Когда мы гуляли, находили разные коряки, рассматривали, выбирали лучшие и приносили Владимиру Викторовичу. Он всегда относился к ним с большим вниманием. Он никогда с нами не сюсюкал, не восторгался тем, как это все прекрасно. В то же время именно в его присутствии рождались интересные образы. Сначала мы показывали ему, что видим в этой веточке сами, потом он ее вращал: а так? Посмотрите, вот эта особенно интересна, потому что с этой стороны она похожа на крокодила, а с этой… Ты видишь крокодила? Уникальные вещицы хранились у него в кабинете. Вместе с подносами кукол, которые мы делали из бутыльков, рулоны фольги, из которых нам нарезались листы для чеканки и прочих подделок.
Весной наша школа была особенно красивой. Расцветали кусты сирени, аллеи из абрикосов, которые вели к общежитию.
Если заглянуть в нашу школу 80-х годов, то сразу станет ясно, что это школа, а не помещение под офисы. Стенды 1 этажа были посвящены выпускникам: фотографии с виньетками, перечень поступлений в различные учебные заведения. Между коридорами и лестничными пролетами всех 4-х этажей с 2-х сторон были витражные двери 4-х створчатые. И все эти витражи с обеих сторон (лестницы и коридора) были заполнены нашими фотографиями, а в верхнем ряду – большие портреты. Эти фотографии были настоящими произведениями искусства. Их автор Фарид Уразбаев,
впоследствии ведущий оператор местного телевидения. К сожалению, насколько мне известно, почти все они утрачены
Людей неудобно встречать в коридоре. У нас было красивое крыльцо в центральной части здания и холл. Очень уютный. Практически каждый день Николай Николаевич встречал нас утром перед уроками. Красивый, элегантный с горящим взглядом или сосредоточенный, он всем улыбался, каждому кивал, подшучивал. Вокруг него собиралась группа, что-то обсуждала и разбегалась. Казалось, что Дубинину очень важно почувствовать это общее настроение и где-то задать его. И нам было важно почувствовать Николая Николаевича. «Что-то Никсон какой-то сегодня…» «Какой? Да нет, все нормально, просто…» По селектору директор вызывал к себе в кабинет каждого ученика старших классов и в течение 10 – 15 минут беседовал с ним. Речь шла о школе, о себе, о своих друзьях, о своих мечтах, о своих планах на будущее. Мы осознавали себя важными, учились находить смыслы, расставлять приоритеты. Помню как-то, НН спросил меня:
-Кем ты хочешь быть?
-Экономистом
Он удивленно заглянул в свои записи в большой тетради
- Ты же всегда хотела стать учителем.
- Да, но мама говорит, что дети сейчас такие сложные .
Н.Н. не то чтобы не засмеялся, как бы я сделала сейчас на его месте, даже бровью не повел.
- А тебе самой как кажется? Ты хочешь быть учителем?
И я помню свои ощущения, как я размышляю, прислушиваюсь к своим чувствам.
Еще помню, как-то Людмила Вениаминовна мне сказала: вот когда ты вырастешь и станешь учительницей… Я ее перебила: я уже передумала и не буду учительницей. Она вздохнула и начала сначала: вот когда ты вырастешь и станешь учительницей…
И вот я выросла, закончила геофизический факультет ДВГУ, и стала учительницей. И работала учительницей географии в разных школах Владивостока около 13 лет. А последние 8 лет работаю в Приморском краевом институте переподготовки и повышения квалификации работников образования методистом по информационным технологиям. Мой опыт работы и обучения в разных школах двух своих сыновей все же подсказывает мне, что наша школа была бы и по нынешним меркам очень современной. Иногда вечером в школу приходили выпускники, дружеский матч по гандболу или баскетболу между сборной учеников и выпускников организовывался сам собой. Вот, когда мы пулей выполняли домашнее задание, чтобы пойти поболеть. Зал был полный.
Школьная линейка проводилась каждую субботу. Для чего нужно было еженедельно собирать более 200 учеников одновременно? Какая школа сейчас может не то чтобы позволить себе (во многих школах просто нет актовых залов) такое общение, и не только управлять такой компанией, а жить в ней как в естественной среде? В школе на 600 человек мы знали друг друга в лицо и по имени, у нас были общие дела и общие интересы. И остались.
Каждый год из нашего класса на вечер встреч приходит 10 - 15 человек, а в юбилейные годы и 20. Чрезвычайно приятно встречать здесь своих учителей. Сейчас понимаю, они большие профессионалы и очень много для нас сделали. Интернат был для нас значительно больше, чем просто школа.
Станчик - Дудко Виктория, выпуск 1985 го
|